Лето закончилось стремительно, можно сказать оборвалось. Ровно в начале сентября. И привычные уже +35 сменились заморозками по ночам и морозным воздухом по вечерам. Таким знакомым, принеся состояние, что это всё уже когда-то было со мной.
А до этого, слыша отовсюду «жара», проживала её как «очень очень тепло». Может быть, дом спасает, в нём стены толстые, добротные, а может всё зависит от внутренних состояний, потому что бывало по-разному. А август был щедр и на события, и на состояния. Может быть, это как «урожай» за всё, что было в этом году.
Пережитое, прожитое, рассортированное – что-то ушло вниз как плотный опыт, что-то, наоборот, приобрело очертания вечности. И от этого внутри ощущения порядка.
На плотном плане тоже уже собираем урожай. Первыми были тыквы – они не выдерживают заморозков. Здесь очень удивил Всеволод, потому что часть тыкв вырастил именно он. Просто забрал в конце июня себе лишние всходы и пошёл пересаживать. Я, честно говоря, не очень верила в эту затею. Мой скептик-реалист реагировал ухмылкой, которую я тщательно скрывала.
Пока они приживутся на новом месте… Пока вызреют… Я ж знаю, как это происходит.
Но вот он тянет меня за руку показать уверенные приросты и я послушно иду. Через время на них раскрылись цветы, которыми тоже нужно было непременно поделиться со всеми, кто рядом, потом маленькие «тыквёнышы», как они их называли. И когда те стали наливаться, приобретать цвет и очертания, я присоединилась к восторгу детей. Всеволод, конечно, старался. И поливал их, и удобрял, и каждый день ходил к ним, заботился, крутился, что-то ещё делал. И реально изменил реальность. Точнее, создал свою. Уже первую тыкву съели.
Теперь он строит планы на следующий год. Узнаёт, когда что можно сажать, делится, какие ещё культуры хочет посадить. И я уже знаю, что у него всё получится. Не только с тыквами. Его опыт оказался сильнее моих внутренних скептиков.
У Любавы всё по-другому. У неё тоже в этом году была своя грядка. На ней она сажала всё, что ей самой захотелось. И, такое ощущение, что результатом был не урожай, а радость и восторг.
Если у Всеволода проявлялась сосредоточенность и конкретные целенаправленные действия, то у неё более хаотичные от постоянно переключаемого внимания проявления. Порой она забывала про грядку. Но даже если из всего рядка взошло только две культуры, именно они и вызывали искреннее восхищение. Пустота не замечалась. И это так здорово! Потому что мы, взрослые, так часто смотрим в пустоту, не замечая маленьких аккуратных всходов рядом. Ведь они же маленькие и их так мало.
А она с радостью делились своей грядочкой, показывая что у неё растёт тем, кто заходил в гости. Я с улыбкой обратила как-то внимание на недоумение соседки, когда та отходила от грядки. То, что она увидела как-то не сопоставлялось с восторгом, который она только что-то слышала. Я её понимала, конечно) Мы же взрослые.
Или вот это. "Мама, мама, мы не зря всё лето поливали облепиху" – звала она меня к облепиховому кусту – "смотри, на нём несколько ягод!" Тут уже мама закатывает глаза, уставшая от неурожаев. За кадром, конечно. Дети этого не видят. Они заняты рассматриванием пары десятков ягод. "Любава, им нужен мальчик для опыления, чтобы был богатый урожай, вот он, растёт рядом. Я поливала его, но он ещё такой маленький. Ему нужно время, чтобы подрасти."
И глядя на это, становясь свидетелем их маленькой радости, прикасаясь только тем, что им не навредит (насколько это получается), я с удивлением заметила, как внутренний скептик сползает куда-то вниз и занимает своё законное место, где он может помогать, а не мешать. Ему не место абсолютно во всём – например, среди детского удивления малому – ему место в определенном месте, в определенных обстоятельствах и это место определяю я, а не он. Своей внутренней решимостью защитить детей от того, что может вылезти и растоптать что-то у них внутри, учась от них принимать малое и радоваться ему.
И, кажется, к концу сезона я с этим смирилась, перестала сопротивляться и не заметила, как внутри поселилась гармония и бабочки стали порхать в животе. Если можно порадоваться, почему бы и порадоваться, а не грустить о том, что не взошло или не выжило.
Наверное, дети провели меня в свой мир.
П.С. На фото облепиха, которая действительно «облепиха». Угостили соседи. Спасибо им. Природа обязательно найдёт способ поделится с теми, кто научился ей радоваться. Пусть даже нескольким ягодкам. Не важно.
